ВИДЕОИГРА «MORTAL KOMBAT» В КОНТЕКСТЕ ЖАНРА «ТЕМНОГО ФЭНТЕЗИ»
DOI:
https://doi.org/10.31865/2520-68421%20(12)2020228726Анотація
В данной статье осуществляется анализ серии видеоигр «Mortal Kombat» в контексте жанра «темного фэнтези». В настоящее время к жанру тёмного фэнтези причисляют три группы фантастических произведений: разновидность мистических ужасов, традиционное фэнтези с «темным» оттенком, фэнтези, написанное в особо гнетущем стиле. Основные признаки темного фэнтези в серии «Mortal Kombat» легко различимы. Это и высокий уровень жестокости, и мрачная атмосфера, в создании которой значительное место уделено заимствованиям из традиционных восточных культур («восточность» в терминах Р. Барта, Показано, что использование заимствований из традиционных восточных культур позволило усилить характерные особенности этого жанра, довести их до максимума. Жанр темного фэнтези отказывается от примитивной дихотомии «добро-зло», выраженного в образах персонажей, однозначно относимых либо к воинству Света, либо к силам Тьмы, и, соответственно, от колониального/христианского дискурса. Взамен создается картина мира, которую условно можно назвать многополярной. Значение темного фэнтези для культуры состоит в том, что этот жанр, наравне с другими проявлениями масскульта, выполняет карнавальную функцию в современном мире. А серия «Mortal Kombat» становится современной интерактивной дьяблерией.
Ключевые слова: видеоигры; виртуальная культура; Восток – Запад; фэнтези; темное фэнтези; карнавальная культура; дьяблерия.